Новини
18.11.2021
Зліт юних аграріїв Херсонщини 2021 16 листопада 2021 року  комунальним закладом «Центр еколого-натуралістичної творчості учнівської молоді» Херсонської обласної ради (директорка Ельвіра ...
28.09.2021
Інформація про захід «Посвята в юннати» в рамках Всеукраїнської акції «День юного натураліста» Щорічно, починаючи з 2008 року, в останній робочий день третього тижня вересня ...

Тема занятия: Ботаническая характеристика и биологические особенности овощей группы капустные.
Цель урока:
1. Способствовать формированию представления о строении и развитии растений капусты.
2.Познакомить с представителями  овощей группы капустные растений.
3.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса у детей к растительному миру
Задачи урока:
Образовательные.
-Познакомить с представителями овощей семейства крестоцветных.
-Дать представление об отличительных и сходных чертах растений группы капустные.
-Учить распознавать их и отличать от представителей других семейств.
-Работать над развитием мышления, внимания, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового восприятия.
-Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные.
-Формировать бережное отношению к природе.
Словарь: Крестоцветные, кочерыга, белокочанная капуста, краснокочанная капуста, цветная капуста, брюссельская капуста, кольраби.
Оборудование: натуральный кочан капусты, словарные слова, листки с тестами, картинки с разновидностью капусты для индивидуальной работы.
План проведения занятия:
I.Организационный момент.
2.Повторение пройденного и подготовка к изучению новой темы.(Беседа) -15мин.
3.Объяснение нового материала- 25мин.
4.Закрепление изученного – 15мин.
5.Практическая работа: Пикировка рассады. – 15 мин.
     ( Первичный инструктаж).

Ход занятия:
1. Приветствие.
2.Повторение пройденного и подготовка к изучению новой темы.(Беседа) -15мин.
1) Для удобства изучения все овощи разделили на  группы  по хозяйственным признакам: Перечислить их. (Капустные, корнеплоды, клубнеплоды, луковые, плодовые, зеленные и пряновкусовые).
2).Классификация овощей по группам: (Отгадку отнести к нужной группе овощей).

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
Осенью копали вместе—
Не одну нашли, а десять!
(Картофель)

Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа
(Лук).

На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.
(Морковь)
Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
(Помидоры)

Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква)

Удивляет горожан темнокожий ...(баклажан)

Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста)

- На прошлом уроке мы начали изучать новый раздел « Капуста ». Вспомним разновидности капусты.

На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром.
    (Капуста кольраби).
Девица белолица,
Солнца не выносит,
Зонтик себе просит.
(Цветная капуста)

( Работа у доски  с таблицей). На доске – таблица.
  На пересечении вопроса и ответа поставьте знак +.

 


Вопрос
Ответ

Цветная
капуста
Брокколи
Кольраби
Брюсельс   Савойская
кая кап.

Капуста с рыхлым кочаном
и пузырчатыми листьями.

 


Растение образует соцветие
белого цвета.


 


У растения вырастает округлый стеблеплод.

 


Капуста образует соцветие
зеленого цвета.


 


Растение образует прямосто
ячий стебель.

 




 


О капустных мы говорили на прошлом занятии. Давайте сделаем макет капусты из бумаги.
3).  «Кочан капусты», сделанный из листочков зеленой гофрированной бумаги. С внутренней стороны на каждом приклеен листочек белой бумаги с названием вопроса. (Собирание макета кочана капусты)
• К какому семейству растений относится лук? (1 лист)
• Какие ещё растения относится к этому семейству? (2лист)
• Как называется стебель у лука? (3 лист)
• Чем полезен чеснок? (4 лист)
• Какое строение имеет цветок у семейства лилейных? (5 лист)
• Как размножается лилия? (6 лист)
•     Что у нас получилось? –  (Кочан капусты)

   Рассмотрим строение капусты на примере белокачанной.  (Показать наглядно на натуральном образце).
   Кочан состоит из листьев, плотно прилегающих друг к другу. В пазухах листьев располагаются боковые почки, а внутри кочана - верхушечная почка.      
Наружные листья кочана зеленые, а внутри белые. Поэтому капусту называют белокочанной.

3.Объяснение нового материала.
   Капуста белокочанная - двулетнее растение. В первый год жизни она образует короткий утолщенный стебель, большое количество крупных листьев и кочан. Стебель капусты называется кочерыгой (словарное слово). Часть кочерыги находится внутри кочана - внутренняя кочерыга, часть –снаружи - наружная кочерыга.(Показать наглядно.)
  
Корень капусты веретеновидный, стебли прямостоячие или полуприподнятые, ветвистые. Листья очередные, нижние часто собраны в розетку. Цветки крупные, собраны в многоцветковую кисть, лепестки чаще желтые, плод - стручок. (На доске - картинка). Семена шаровидные, темно - бурые, коричневатые, красновато - бурые или желтые, диаметром около 2 мм.(Показать Наглядно).

Первичное закрепление.
Игра «Соотнеси строение капусты с рисунком».
( На доске составленный кочан капусты и слова: корень, стебель-кочерыга, листья).
Все виды капусты, за исключением цветной и брокколи, двулетние растения.
У растений капусты первого года жизни выделяют 4 периода роста:
(На доске – картинки)
1.Появление всходов (на доске). Что бы появились всходы нужно тепло и нормальная влажность. При таких условиях всходы появляются на 4-5 день.

2.Нарастание листьев и корней. (на доске) Сразу после появления всходов требуется хорошая освещенность и снижение температуры до 6-10С, иначе растения быстро ослабнут и вытянутся. Этот период называется фазой семядолей(словарное слово). В этот период растения приобретают устойчивость к пониженным температурам, чему способствует закаливание. Т.е. снижение ночных и дневных температур.

3.Накопление массы листьев начинается через 20-30 дней после высадки растений в грунт.

4.Образование кочана. Когда на растении образуется 15-20 листьев, начинается формироваться кочан. В среднем кочан состоит из 70 листьев.
Так образованием кочана заканчивается первый год жизни капусты.
Плоды и семена на этом растении созревают на второй год. Поэтому капуста двулетнее растение.

У растений капусты второго года жизни выделяют 3 периода роста:
(На доске картинки)
1.Высаживание кочерыги. Весной кочан обрезают так, чтобы оставить верхушечную почку. Обрезанную кочерыгу сажают в почву.

2.Развитие стеблей. Через некоторое время из почек начинает развиваться травянистый стебель с листьями и цветами.

3.Созревание плодов. К осени на месте цветов созревают плоды.

Первичное закрепление. Индивидуальная работа.
(Наклейте на лист изображение этапов роста капусты в правильном порядке, подпишите, что относится к 1 году роста, ко 2 году роста).

Игра. Собрать пазлы. ( Взрослое растение капусты белокачанной 1 года жизни и взрослое растение капусты 2 года жизни).

Рассмотрим картинку.

Крестоцветные: 1 — левкой; 2 — дикая редька; 3 — капуста кочанная; 4 — капуста брюссельская; 5 — капуста цветная; 6 — цветок крестоцветных: Ч — чашелистики, Л — лепестки, Т — тычинки, П — пестик. У всех представителей
капустных одинаковое строение цветка: чашечка состоит из четырех чашелистиков, венчик — из четырех свободных лепестков, тычинок шесть, их них две короткие и четыре длинные, пестик один. Цветки часто собраны в соцветие — кисть.. Листья простые.
У всех капустных растений цветок имеет 4 лепестка, расположенных в виде крестика.
Певичное закрепление.

В этом семействе в цветочном их мире
Самая  главная цифра –четыре:
Чашелистиков четыре, четвёрка лепестков
Жёлтого и белого цветов.
«Можно к четырём прибавить и два»,-
Крошки тычинки шепнули едва.
А пестик один, но не беда:
Даст он плоды и даст семена.


-Что вы услышали о строении цветка?
Задание:
(На доске с закрыми глазами нарисовать по шаблону цветок крестоцветных).

 

1— главные органы цветка тычинки и пестик; 2,3 — плод-стручок; 5,4— семя.

    


Какие у капусты плоды? Посмотрим на картинку.
Плод – стручок. (Картинка на доске).
Похож на плод гороха? Чем отличается?

   Итак, мы знаем,что капуста (Brassica) - однолетние и двулетние овощные растения, представленные восемью культурными видами: капуста кочанная (белокочанные и краснокочанные формы); капуста савойская; капуста брюссельская; брокколи; кольраби; капуста пекинская; капуста цветная. Эти виды сильно различаются по вегетативным органам (листья, стебли, почки), но очень схожи по репродуктивным (цветки, плоды, семена).
Капуста - холодостойкое растение, оптимальная температура роста 15 - 18°С. При температуре выше 25 °С и недостатке влаги задерживается образование кочанов.  Капуста - культура светолюбивая,

3.Закрепление изученного – 15мин.
1)Запишем словарь овощевода. Какие слова попадут в наш словарь?
1.Кочерыга-это стебель капусты.
2.Фаза семядолей - появление у растений 2х первых листьев.

2)Почему растения группы капустных получили название “крестоцветная”?
-За расположение листьев
-За строение кочана
-За строение цветка.
К какой группе растений по продолжительности жизни относится капуста?
-Однолетнее.
-Двулетнее.
Сколько дней проходит от посева до сбора урожая?
-40 -70 дней.
-150 – 180 дней.
-120 – 150 дней.
Для чего человек выращивает капусту?
-Употребление в пищу.
-Для изготовления одежды.
-Для украшения цветников.


3)Конкурс.
Дети с закрытыми глазам должен на ощупь определить овощи.

3)«Анаграммы»
Нужно отгадать, какой овощ зашифрован в анаграммах:
ЦРЕПЕ - (перец);        КЕРЬДА - (редька);
ДЕСИР - (редис);        ЖАБНАЛАК - (баклажан);
КЛЕСВА-(свекла)


4)-Объясните, почему капуста относится к двудольным растениям?
-Почему капуста - двулетнее растение?
-Что получаем в конце первого года жизни капусты?
-Что получаем на втором году жизни капусты?
-Как называется плод капусты?
-Установите последовательность периодов роста капусты первого года жизни.( второго года жизни). Давайте запишем их в тетрадь.


Практическое занятие.
Пикировка
Технология пересадки сеянцев получила название «пикировка» по названию инструмента, который используется для изготовления лунок, – «пика» (деревянная палочка, заостренная с одного конца).
Цели пикировки:
– увеличение площади питания рассады;
– создание хороших условий для роста и развития корневой системы рассады;
– улучшение освещенности рассады.
Сеянцы пикируют из рассадного ящика в отдельные емкости, в качестве которых можно использовать пакеты из-под молочных продуктов.
Дайте описание рассады перед посадкой на постоянное место в открытый грунт.
Дата описания рассады –
Высота растения (средняя) –
Толщина стебля –
Количество листьев –
Корневая система –
Практическая работа: Пикировка рассады.
(Первичный инструктаж)
Ход работы:

1. Тщательно полить сеянцы, разрыхлить почву вдоль рядков сеянцев, чтобы их легко было вынимать из ящиков.

2. Осторожно вынимать сеянцы по одному с помощью шпателя, держа сеянец за листья семядоли. Если стебель сеянца легко помять – в этом случае растение погибнет. Если же при пикировке будет поврежден лист, то при образовании новых листьев растение быстро восстановится.

3. Пикировку можно провести и по-другому: одновременно взять за листочки много сеянцев и с помощью шпателя вынуть их из мокрой почвы, после чего поместить в емкости с водой и смыть с корешков остатки почвы.

4. У каждого сеянца отрезать 1/3 корешка для того, чтобы усилить рост и развитие корневой системы растения.

5. Тщательно полить почвосмесь в емкостях, в которые будут пикированы сеянцы.

6. В каждой емкости с помощью пики сделать такую лунку в почве, чтобы в ней удобно разместились корни растения.

7. Поместить корни растения в лунку.

7. Уплотнить почву вокруг растения.

8. Поставить емкости с растениями в деревянный ящик и обеспечить им хорошее освещение и тепло.