Тема занятия: Дикие животные наших
лесов.
Цель: расширить и систематизировать
знания детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
2. Согласование числительных с существительным
3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
2. Способствовать развитию просодической стороны речи.
3. Способствовать развитию фонематического восприятия.
4. Развитие навыка связной речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
• Посылка
• Маски животных
• Демонстрационный материал:рисунки частей животных, теремок
• Телевизор,учебные программы,аудиозапись звуков живой природы
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Теремок»
2. Рассматривание иллюстраций о животных
3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. Момент (звучат звуки живой природы-«лес»)
Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы.
Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней.
Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.
Живёт в норке, грызёт корки
Короткие ножки, боится кошки
(мышь)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
(медведь)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный
(волк)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
(заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней
(лиса)
Скачет зеленая зверушка
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку
И комар и мушка
(лягушка)
Дети отгадывают загадки и одевают маски персонажей.
2. Сообщение темы занятия
Из какой сказки эти герои? Теремок.
Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.
Раз – два – три – сказка оживи.
(появляется Теремок)
3. Расширение словаря по теме.
ЛОГОПЕД:
Стоит в поле теремок
Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и (как мышка разговаривает?) пропищала:
ДЕТИ:
-Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?
ЛОГОПЕД:
Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж.
Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.
Вошла мышка и стала там жить.
4. Согласование существительных с числительными
ЛОГОПЕД
Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и (как лягушка разговаривает?) проквакала:
ДЕТИ: - ква-ква-ква,
Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
Л: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных (один-много)
мышонок, мышата и т.д.
Вошла лягушка и стала там жить.
5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
ЛОГОПЕД
Бежит мимо терема зайчик-побегайчик,(как зайчик разговаривает?) остановился и спрашивает:
Д: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
Л: Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково.
Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось…., кабан…
Вошёл зайчик и стал там жить.
6. Физминутка
Пальчиковая гимнастика с использованием ИКТ.
7. Образование притяжательных прилагательных
ЛОГОПЕД
Бежит мимо терема лисичка-сестричка (как лисичка разговаривает?), остановилась и протявкала:
Р: - кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.
Л: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты.
Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам)
Вошла лисичка и стала там жить.
8. Употребление сложных прилагательных
ЛОГОПЕД
Бежит мимо терема волчок-серый бочок, (как волк разговаривает? дети поют песенку волка с использованием ИКТ) остановился и спрашивает:
Р: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
Л: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.
Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,
У зайца уши длинные – длинноухий,
У белки рыжий хвост – рыжехвостая,
У медведя короткий хвост – короткохвостый.
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У лося длинные ноги – длинноногий.
Вошел волк и стал там жить.
9. Образование существительных с суффиксом -ищ
Работа над просодикой речи
ЛОГОПЕД
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем в норках словно мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где искать – не знал.
Увидел теремок и прорычал (использование голоса медведя):
Р: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе.
Л: пущу, если ребята скажут у кого что?
У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,
У медведицы лапы, у…
У зайчихи уши…
У лисицы хвост…
у лосихи рога…
у ежихи когти…
у волчицы зубы…
Вошёл медведь в теремок и стал там жить.
10.Физминутка. "Медведь, заяц, цапля"(муз.№2)
11.Составление рассказа-описания
ЛОГОПЕД
Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать?
Давайте расскажем о медведе поподробнее.
Дети выходят к доске и рассказывают по схеме.
Медведь дикое животное.
Медведь живет в берлоге.
У медведя детёныши – медвежата.
Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.
11. Итог занятия
Где мы сегодня были? кого видели? И т.д.